Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В современных условиях динамичного развития рынка труда и возрастающей конкуренции между организациями особую значимость приобретает эффективное управление человеческими ресурсами.
Одним из ключевых направлений в этой сфере является планирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала, что позволяет не только поддерживать необходимый уровень компетенций сотрудников, но и способствует их профессиональному и карьерному росту.
Многие организации сталкиваются с проблемами при реализации данного процесса, что снижает отдачу от инвестиций в развитие персонала, поэтому изучение теоретических основ и практических аспектов планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала является актуальной задачей, решение которой позволит повысить эффективность управления человеческими ресурсами.
Объект исследования – система планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации.
Предмет исследования – методы, формы и процесс планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала, а также оценка эффективности данной системы.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на примере конкретной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и значение обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в системе управления человеческими ресурсами.
2) Изучить методы и формы организации обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала.
3) Провести анализ существующей системы планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в выбранной организации.
4) Оценить эффективность системы планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации.
5) Разработать рекомендации по совершенствованию системы планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что совершенствование системы планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала позволит повысить эффективность управления человеческими ресурсами и достичь стратегических целей организации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, управления человеческими ресурсами, организационного поведения. В процессе работы были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также методы экономического и статистического анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы организациями для совершенствования системы планирования обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала, что позволит повысить эффективность управления человеческими ресурсами и достичь стратегических целей.
Структура курсовой работы включает введение, два основных раздела, заключение и список использованных источников.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала являются неотъемлемыми элементами системы управления человеческими ресурсами в современных организациях, процессы которых направлены на развитие профессиональных знаний, навыков и компетенций сотрудников, что позволяет повысить их эффективность и конкурентоспособность на рынке труда [7, с. 325].
Под обучением персонала понимается целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов [2, с. 145].
Основными целями обучения персонала являются:
- повышение профессионального уровня сотрудников;
- развитие их личностных и деловых качеств;
- подготовка к выполнению новых производственных функций;
- адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности [6, с. 389].
Переподготовка персонала представляет собой обучение сотрудников с целью освоения новых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности [11, с. 79], которая осуществляется в случае, когда работник должен овладеть новой профессией или специальностью в связи с изменениями в технологии, организации труда, структурными преобразованиями в организации.
Основная цель переподготовки – обеспечение соответствия квалификации персонала новым требованиям рабочих мест [3, с. 86].
Повышение квалификации персонала представляет собой обучение сотрудников с целью совершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности [12, с. 201], направлено на поддержание и развитие профессиональной компетентности работников, их готовности к выполнению усложняющихся трудовых функций, освоению новых технологий.
Основные цели повышения квалификации – обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к их профессии, а также овладение новыми перспективными технологиями и методами решения профессиональных задач [8, с. 64].
Таким образом, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала представляют собой взаимосвязанные процессы, направленные на развитие человеческих ресурсов организации.
Следует отметить, что данные процессы регулируются рядом нормативно-правовых актов, таких как:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также локальными документами организации (положения, инструкции, регламенты) [7, с. 328], обеспечивая правовую основу для их реализации и способствует повышению эффективности управления человеческими ресурсами.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала играют ключевую роль в развитии человеческих ресурсов организации.
Процессы позволяют не только поддерживать необходимый уровень компетенций сотрудников, но и способствуют их профессиональному и карьерному росту, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности всей компании [1, с. 412].
Во-первых, обучение, переподготовка и повышение квалификации способствуют повышению профессионального уровня персонала, позволяют работникам овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения текущих или перспективных должностных обязанностей [2, с. 146], что особенно важно в условиях быстро меняющихся технологий, методов и организации труда, когда компетенции сотрудников должны постоянно обновляться.
Во-вторых, данные процессы способствуют развитию личностных и деловых качеств персонала.
Обучение позволяет совершенствовать такие важные характеристики, как коммуникативные навыки, креативность, ответственность, лидерские качества и т.д. [6, с. 390], повышая мотивацию сотрудников, их вовлеченность в достижение целей организации.
В-третьих, обучение, переподготовка и повышение квалификации способствуют карьерному росту персонала.
Освоение новых компетенций открывает для работников возможности занять более высокие должности, реализовать свой потенциал [11, с. 80], позволяя организации формировать кадровый резерв и обеспечивать преемственность управления.
В-четвертых, данные процессы способствуют адаптации персонала к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Обучение помогает сотрудникам быстрее осваивать новые технологии, методы работы, организационные изменения, что повышает их гибкость и конкурентоспособность на рынке труда [3, с. 87].
Наконец, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала оказывают положительное влияние на эффективность деятельности всей организации.
Развитие человеческих ресурсов способствует росту производительности труда, качества продукции и услуг, снижению издержек, повышению инновационной активности [12, с. 202], что в конечном итоге укрепляет конкурентные позиции компании на рынке.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала в Российской Федерации регулируются рядом нормативно-правовых актов, которые определяют основные права, обязанности и ответственность работодателей и работников в данной сфере.
Ключевым документом, регламентирующим вопросы обучения и развития персонала, является Трудовой кодекс Российской Федерации.
В частности, в статье 196 ТК РФ закреплено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем [7, с. 328].
При этом работодатель обязан проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также содержит ряд положений, касающихся дополнительного профессионального образования, в рамках которого осуществляется обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала [16, с. 302].
Закон определяет правовые, организационные и экономические основы функционирования системы образования в Российской Федерации.
Вопросы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала регулируются отраслевыми нормативно-правовыми актами, а также локальными документами организаций (положения, инструкции, регламенты) [7, с. 329], которые устанавливают дополнительные требования и порядок реализации данных процессов с учетом специфики деятельности компаний.
Например, в организациях могут быть разработаны положения об обучении и развитии персонала, регламенты по планированию и организации обучения, инструкции по направлению сотрудников на курсы повышения квалификации и т.д.
Локальные акты детализируют и конкретизируют общие нормы, установленные на федеральном уровне.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в Российской Федерации осуществляется на основе комплекса взаимосвязанных документов, включающих федеральное законодательство, отраслевые акты, а также локальные нормативные акты организаций.
В последние годы наблюдается тенденция к совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обучения и развития персонала, что связано с необходимостью адаптации законодательства к современным реалиям рынка труда и потребностям организаций в высококвалифицированных кадрах.
Такая работа направлена на создание более благоприятных условий для реализации программ обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Для организации эффективного обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в современных организациях используется широкий спектр различных методов.
Их классификация может осуществляться по различным критериям.
По месту проведения обучения методы можно разделить на [4, с. 435]:
1) Методы обучения на рабочем месте (инструктаж, наставничество, ротация, делегирование полномочий и др.) позволяют сотрудникам непосредственно применять полученные знания и навыки в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
2) Методы обучения вне рабочего места (лекции, семинары, тренинги, деловые игры, case-study и др.) предполагают отрыв работников от их повседневной деятельности для получения новых знаний и отработки практических навыков.
По степени активности обучаемых методы можно разделить на [10, с. 276]:
1) Пассивные методы (лекции, презентации, демонстрации), при которых обучаемые выступают в роли пассивных слушателей.
2) Активные методы (деловые игры, case-study, мозговой штурм), предполагающие активное вовлечение обучаемых в образовательный процесс.
3) Интерактивные методы (групповые дискуссии, ролевые игры, коучинг), основанные на взаимодействии обучаемых между собой и с преподавателем.
По характеру передачи и усвоения информации методы можно разделить на [15, с. 312]:
1) Словесные методы (лекции, семинары, дискуссии), основанные на вербальной передаче информации.
2) Наглядные методы (демонстрации, презентации, видеоматериалы), предполагающие использование визуальных средств обучения.
3) Практические методы (тренинги, деловые игры, стажировки), направленные на отработку практических навыков.
Методы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала могут классифицироваться по таким признакам, как [18, с. 215]:
- Степень индивидуализации (индивидуальные, групповые, коллективные);
- Характер взаимодействия (очные, дистанционные, смешанные);
- Степень формализации (формальные, неформальные, информальные);
- Направленность (общее, профессиональное, управленческое).
Выбор конкретных методов зависит от
- целей;
- содержания программ;
- категории обучаемых;
- материально-технических и финансовых возможностей организации;
- других факторов [19, с. 175].
Как правило, на практике применяется комбинация различных методов, что позволяет повысить эффективность процесса развития человеческих ресурсов.
Организация обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала в современных организациях осуществляется с использованием как традиционных, так и инновационных форм.
К традиционным формам относятся [9, с. 201]:
1) Курсы повышения квалификации предполагает обучение сотрудников по специальным программам, разработанным образовательными учреждениями или самой организацией.
Курсы могут проводиться как на базе организации, так и на базе учебных центров.
2) Семинары и тренинги направлены на углубленное изучение определенной темы или отработку практических навыков.
Семинары предполагают активное обсуждение вопросов, а тренинги – выполнение практических упражнений.
3) Стажировки. Данная форма предполагает закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в реальных производственных условиях под руководством опытных наставников.
4) Наставничество заключается в передаче опыта и знаний от более опытных сотрудников к менее опытным, что способствует адаптации и профессиональному развитию молодых специалистов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 848 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.Ю. Базаров. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
3. Вартанян, Э. Г. Повышение квалификации персонала на предприятии / Э. Г. Вартанян // Современные тенденции в научной деятельности: Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22 ноября 2017 года. – Москва: Научный центр «Олимп», 2017. – С. 85-88.
4. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 688 с.
5. Гаспарович, Е. О. Управление обучением персонала на предприятии: монография / Е. О. Гаспарович. – LAP Lambert Academic Publishing, Deutschland, 2020. – 105 с.
6. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник / А.В. Дейнека. – М.: Дашков и К, 2017. – 288 с.
7. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 695 с.
8. Кузнецов А.С. Планирование повышения квалификации персонала // Экономика и социум. – 2016. – №3 (22).
9. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / Е.В. Маслов; под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2016. – 312 с.
10. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 513 с.
11. Полутова, М. А. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала / М. А. Полутова, Т. Н. Субботина // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 14, № 2. – С. 78-81.
12. Санатина, К. П. Повышение квалификации кадров: современные методы / К. П. Санатина, С. А. Ярушева // Общество, экономика, управление. – 2021. – Т. 6, № 1. – С. 54-59.
13. Соловьянов, М. С. Обучение персонала как залог экономического развития организации (на примере акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод») / М. С. Соловьянов // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Тагил, 25 февраля 2016 года. – Нижний Тагил: Уральский государственный экономический университет, 2016. – С. 296-300.
14. Титова, С. В. Методы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организации / С. В. Титова, М. М. Тихонова // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: Сборник научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 21–22 сентября 2023 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. – С. 395-398.
15. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента: учеб.-практ. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2017. – 496 с.
16. Управление человеческими ресурсами: учебник для академического бакалавриата / под ред. И.А. Максимцева, Н.А. Горелова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 526 с.
17. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 532 с.
18. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективность организации / С.А. Шапиро, М.Л. Магура, М.Б. Ганцева. – М.: ГроссМедиа, 2015. – 422 с.
19. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: учеб.-практ. пособие / С.В. Шекшня. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2016. – 368 с.
20. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2023 год.
21. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom.ru (дата обращения: 11.10.2024).
22. Стратегия развития ПАО «Газпром» до 2030 года.